Памятка муниципального служащего

1

Памятка разработана в целях исключения и профилактики проявлений коррупционного характера в отношении муниципальных служащих, при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

Памятка предназначена в первую очередь для всех, кто:

- считает взятку постыдным, позорным и гнусным преступлением;

- не хочет стать пособником жуликов и проходимцев;

- готов поступиться своими интересами ради того, чтобы не увеличивалось число взяточников;

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА? 

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Одним из серьезнейших преступлений против государственной власти и   интересов муниципальной службы  является получение взятки.

Взяточничество в России — неизлечимая болезнь. Даже самый простой вопрос иной раз невозможно решить, не дав взятку.

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

Взяточничество, включающее в себя получение (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ), является тяжким преступлением, дестабилизирующим деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и муниципальных служащих, подрывающим государственную дисциплину, нарушающим охраняемые законом права и интересы граждан.

Получение взятки

1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Освобождается от уголовной ответственности лицо, сообщившее органу, имеющему право возбудить уголовное дело (прокуратура, милиция, органы следствия и дознания), о даче взятки должностному лицу или о незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, сообщение (письменное или устное) должно быть добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки или коммерческом подкупе стало известно органам власти.

Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЛУЧЕНИЯ И ДАЧИ ВЗЯТКИ

Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей должностного лица. Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.

Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.

В-третьих, это платеж за подкуп самого чиновника, для того чтобы он, оставаясь служащим в государственных или муниципальных органах, заботился о корыстных интересах взяткодателя.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ

Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления.

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности: деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги (акции, облигации, складские свидетельства), драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.), продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также различного рода услуги имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или по явно заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных и других работ и т.д.

Взятка может быть завуалирована в виде банковской ссуды либо получения денег в долг или под видом погашения несуществующего долга лица посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене.

Взятка может осуществляться путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам заработной платы или премии за якобы произведенную ими работу, оказанную техническую помощь, либо в виде завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы.

Уголовный Кодекс РФ четко регламентирует наказание за получение и дачу взятки и достаточно жестко наказывает и взяткодателя, и взяткополучателя.

 Взяткополучателем может быть признано только лицо – представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Представитель власти – это муниципальный или государственный чиновник любого ранга – служащий областной, районной, городской или сельской любого учреждения, предприятия, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

Лицо, которое выполняет постоянно, временно или по специальному полномочию организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, а также муниципальных организациях и учреждениях является должностным лицомРаботники муниципальных органов и учреждений, которые выполняют лишь профессиональные или технические функции, к должностным лицам не относятся, например секретари, консультанты, уборщицы. Предприниматель не рассматривается законодателем как возможный субъект получения взятки, и данный момент спорен.

Субъектом преступления дачи взятки является любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

Нарушение Наказание          Основание
Дача взятки представителю власти - штраф до 500 000 руб.;- лишение свободы на срок до 8 лет ст.291 УК РФ
Получение взятки - штраф от 100 000 руб. до 500 000 руб.;- лишение свободы на срок до 7 лет ч.1 и 2 ст.290 УК РФ
Вымогательство взятки - лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн.руб. или без штрафа ч.4 ст.290 УК РФ
Провокация взятки - штраф до 200 000 руб.;- лишение свободы на срок до 5 лет ст.304 УК РФ 

А также:

1. Если преступление совершенно группой лиц по предварительному сговору с вымогательством  или в крупном размере (свыше 150 тыс.руб.) – лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн.руб.;

2. Если преступление совершено лицом, занимающим должность главы органа местного самоуправления и рядом других высших должностных лиц (главой муниципального образования) – лишение свободы на срок от 5 до 10 лет;

3. Если взятка получена за незаконные действия (бездействия) должностного лица – лишение свободы на срок от 3 до 7 лет;

4. Если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица:

- лишение свободы на срок до 5 лет;

- штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс.руб. или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП? 

В условиях рыночной экономики сохранение коммерческой тайны имеет очень большое значение для успешной конкурентной борьбы.

В Конституции РФ гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8). Реализацией этих гарантий является установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп, так как государство заинтересовано в том, чтобы все работники честно выполняли свои обязанности.

Провокация взятки либо коммерческого подкупа (т. 304 УК РФ)

Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ)

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Поэтому общие признаки преступного деяния при взяточничестве и коммерческом подкупе совпадают. Как и взяточничество, коммерческий подкуп имеет двуединый характер (дача-получение материальных ценностей или материальной выгоды). Как и при взяточничестве, разделяется ответственность за передачу материальных ценностей и за их незаконное получение.

К некоммерческой организации, которая не является органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 50, 120 ГК РФ).

Субъектом преступления дачи незаконного вознаграждения в целях коммерческого подкупа может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъектом получения предмета подкупа является работник коммерческой или иной организации, выполняющий управленческие функции (например, генеральный директор, коммерческий директор, старший менеджер, главный бухгалтер, заведующий отделом).

 ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА 

Взятка нередко дается и берется через посредников – подчиненных  сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

Коммерческий подкуп может осуществляться через посредников – подчиненных сотрудников, партнеру по бизнесу, специально нанятых лиц,

которые также рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации, как пособники преступления.

Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если:

- установлен  факт вымогательства;

- гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации  как преступление и наказывается лишением свободы на срок до 6 месяцев (ст.306 УК РФ).

Взятка может быть предложена как на прямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите …….»), так и косвенным образом.

МОЖНО ЛИ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ? 

Да, вполне можно, если придерживаться определенных, достаточно простых для соблюдения, правил, основными из которых являются следующие:

1) старайтесь всегда вести прием посетителей, обращающихся к вам за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;

2) вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический  отказ принять взятку;

3) уберите с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги;

4) если вам против вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение (помните, что провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку вашей с ним беседы);

5) внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименовании товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

6) не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;

7) если вы обнаружили у себя на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола, в карманах одежды и т.д. какой-либо незнакомый вам предмет (пакет, конверт, коробку, сверток и т.п.), ни в коем случае не трогайте его, пригласите кого-либо из сослуживцев, вместе посмотрите, что находится внутри. Если там находится то, что можно считать взяткой, немедленно проинформируйте своего непосредственного начальника;

9) обо всех поступивших предложениях и попытках дать вам взятку в письменном виде информируйте своего непосредственного руководителя;

10) никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.);

11) категорически запретите своим родственникам без вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было.

  КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ 

  1. Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при  положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;
  2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой  обстановке (в другое время, в другом месте);
  3. Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;
  4. Взяткодатель может неожиданно переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки.

Внимание! Вас могут провоцировать на получение взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации и шельмования! 

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ?

  1. Доложить о данном факте служебной запиской своему непосредственному руководителю.
  2. Обратиться с устным или письменным обращением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

В случае предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно  в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пересечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.

3. Попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о предложении Вам взятки.

4. Написать заявление о факте предложения Вам взятки, в котором точно указать:

- кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) предлагает Вам взятку;

- какова сумма и характер предлагаемой взятки;

- за какие конкретно действия (или бездействия) Вам предлагают взятку;

- в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки;

- в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ! 

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел или приемной органов прокуратуры Вас обязаны выслушать и принять сообщение  в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшего сообщение, и его

подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

ПОРЯДОК ПОВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Обязанностью муниципального служащего является предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций.

Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении муниципального служащего, содержащая конфликт интересов.

Конфликт интересов возникает, когда муниципальный служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.

Личной заинтересованностью муниципального служащего признается любая выгода непосредственно для него или для членов его семьи и родственников, а также для других граждан или организаций, в отношении которых он имеет любые финансовые или гражданские обстоятельства.

Возможные ситуации коррупционной направленности и рекомендации по правилам поведения в данной ситуации

Получение предложений об участии криминальной группировке

В ходе разговора постараться запомнить:

- какие требования либо предложения выдвигает данное лицо;

- действует самостоятельно или выступает в роли посредника;

- как, когда и кому с ним можно связаться;

- зафиксировать приметы лица и особенности его речи (голос, произношение, диалект, темп речи, манера речи и др.);

- если предложение поступило по телефону:

запомнить звуковой фон (шумы автомашин, другого транспорта, характерные звуки, голоса и т.д.) дословно зафиксировать его на бумаге;

- после разговора немедленно сообщить в соответствующие правоохранительные органы;

- не распространяться о факте разговора и его содержании, максимально ограничить число людей, владеющих данной информацией.

Провокация

Во избежание возможных провокаций со стороны должностных лиц проверяемой организации в период проведения контрольных мероприятий рекомендуется:

- не оставлять без присмотра служебное помещение, в которых работают проверяющие, и личные вещи (одежда, портфели, сумки и т.д.);

- по окончании рабочего дня служебные помещения ревизионной группы в обязательном порядке опечатывать печатями руководителя групп и представителями проверяемой организации;

- в случае обнаружения, после ухода посетителя, на рабочем месте или в личных вещах каких-либо посторонних предметов, не предпринимая никаких самостоятельных действий, немедленно доложить руководителю группы или управления.

Если Вам предлагают взятку

- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

- внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

- не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщать Вам как можно

больше информации;

-доложить о данном факте служебной запиской руководителю управления;

- обратиться с письменным или устным сообщением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

Угроза жизни и здоровью

Если на муниципального служащего оказывается открытое давление или осуществляется угроза его жизни и здоровью или членам его семьи со стороны сотрудников проверяемой организации, либо от других лиц рекомендуется:

- по возможности скрытно включить записывающее устройство;

- с угрожающими держать себя хладнокровно, а если их действия становятся агрессивными, сообщить об угрозах в правоохранительные органы и руководителю, вызвать руководителя проверяемой организации;

- в случае если угрожают в спокойном тоне (без признаков агрессии) и выдвигают какие-либо условия, внимательно выслушать их, запомнить внешность угрожающих и пообещать подумать над их предложением;

- немедленно доложить о факте угрозы своему руководителю и написать заявление в правоохранительные органы с подробным изложением случившегося;

- в случае поступления угроз по телефону по возможности определить номер телефона, с которого поступил звонок, и записать разговор на диктофон;

- при получении угроз в письменной форме необходимо принять меры по сохранению возможных отпечатков пальцев на бумаге (конверте), вложив их в плотно закрываемый полиэтиленовый пакет.

Конфликты интересов

- внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов;

- принять меры по предотвращению конфликта интересов;

- сообщить непосредственному руководителю о любом реальном или потенциальном конфликте интересов;

- принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с руководителем;

- подчиниться решению по предотвращению или преодолению конфликта интересов.

Интересы вне муниципальной службы

- муниципальный служащий не должен добиваться возможности осуществлять деятельность (возмездно или безвозмездно), занимать должность, несовместимые в соответствии с законодательством о муниципальной службе, а также осуществлять разрешенную деятельность, занимать должности, если они могут привести к конфликту интересов;

-  муниципальный служащий обязан, прежде чем соглашаться на замещение каких бы то ни было должностей вне муниципальной службы, согласовать этот вопрос со своим непосредственным руководителем.

Подарки

- муниципальный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки (услуги, приглашения и любые другие выгоды), предназначенные для него или для членов его семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми муниципальный служащий имеет или имел отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполненным служебным обязанностям;

- обычное гостеприимство и личные подарки в допускаемых федеральными законами формах и размерах также не должны создавать конфликт интересов или его видимость;

- муниципальный служащий может приниматьподарки как частное лицо т.е. не в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей.

Отношение к ненадлежащей выгоде

Если муниципальному служащему предлагается ненадлежащая выгода, то с целью обеспечения своей безопасности он обязан принять следующие меры:

- отказаться от ненадлежащей выгоды;

- избегать длительных контактов, связанных с предложением ненадлежащей выгоды;

- в случае если ненадлежащую выгоду нельзя ни отклонить, ни возвратить отправителю, она должна быть передана соответствующим органам;

- довести факт предложения ненадлежащей выгоды до сведения непосредственного руководителя;

- продолжить работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена ненадлежащая выгода.

Уязвимость муниципального служащего

- муниципальный служащий в своем поведении не должен допускать возникновения или создания ситуаций или их видимости, которые могут вынудить его оказать

взамен служебного положения услугу или предпочтение другому лицу или организации.

Злоупотребление служебным положением

- муниципальный служащий не должен предлагать никаких услуг, оказания предпочтения или иных выгод, каким-либо образом, связанных с его положением в качестве муниципального служащего, если у него нет на это законного основания;

- муниципальный служащий не должен пытаться влиять в своих интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других муниципальных служащих, пользуясь своим служебным положением или предлагая им ненадлежащую выгоду.

Использование информации

- муниципальный служащий может сообщить и использовать служебную информацию только при соблюдении действующих в муниципальном органе норм и требований, принятых в соответствии с федеральными законами;

- муниципальный служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением служебных обязанностей;

- муниципальный служащий не должен стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции;

- муниципальный служащий не должен использовать не по назначению информацию, которую он может получить при исполнении своих служебных обязанностей или в связи с ними;

- муниципальный служащий не должен задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности.

Интересы после прекращения муниципальной службы

- муниципальный служащий не должен использовать свое нахождение на муниципальной службе для получения предложений работы после ее завершения;

- муниципальный служащий не должен допускать, чтобы перспектива другой работы способствовала реальному или потенциальному конфликту интересов, и в этой связи

обязан:

1. незамедлительно доложить непосредственному руководителю о любом конкретном предложении работы

после завершения муниципальной службы, которое может привести к конфликту интересов, и принять согласованное решение о совместимости предложения с дальнейшим прохождением муниципальной службы;

2. сообщить руководителю о своем согласии на предложение работы и принять меры к недопущению возникновения конфликта интересов;

3. бывший муниципальный служащий не должен действовать от имени, какого бы то было лица или организации в деле, по которому он действовал или консультировал от имени муниципальной службы, что дало бы дополнительные преимущества этому лицу или этой организации;

4. бывший муниципальный служащий не должен использовать или распространять конфиденциальную информацию, полученную им в качестве муниципального служащего, кроме случаев специального разрешения на ее использование в соответствии с законодательством.

Отношения с бывшими муниципальными служащими

- муниципальный служащий не должен оказывать особое внимание бывшим муниципальным служащим и предоставлять им доступ в муниципальный орган, если это может создать конфликт интересов.